Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕНЗЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
55, С. 348-353 опубликовано: 19 февраля 2024г.


ПЕНЗЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Пензенской епархии Пензенской митрополии), расположен в г. Пензе.

Предыстория создания обители

В кон. 80-х гг. XVII в. 30 отшельниц стали хлопотать об открытии в Пензе жен. мон-ря. В дек. 1689 г. священник пензенской ц. в честь Рождества Христова Петр Иванов безвозмездно уступил «безместным старицам» Таисии и Феодосии свою усадьбу (49×88,5 м) на ул. Большой (позднее Троицкая, ныне ул. Кирова) (Хвощёв. 1904. С. 352-353), к-рая располагалась к северовостоку от крепости, на покатом склоне, спускающемся к р. Пензе. 5 дек. 1689 г. сестры получили купчую на расположенную неподалеку усадьбу вдовы Ф. И. Кировой (матери дьячка ц. в честь Рождества Христова Ивана Иванова), приобретенную за 4 р. В том же году или в нач. 1690 г. вдова Агафья Осипова подарила старицам свою усадьбу, к-рая находилась между 2 ранее полученными. Т. о. сформировался участок размером ок. 1 га (Там же. С. 354). В кон. 1690 или в нач. 1691 г. от имени всех сестер 3 старицы - Таисия, Феодосия и Капитолина (по др. сведениям, Екатерина) подали челобитную на имя царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей о создании мон-ря. После получения дозволения на строительство обители от гражданской власти свящ. Петр Иванов, а затем «пензенские градских всяких чинов жители» направили соответствующую челобитную патриарху Московскому и всея Руси Адриану (Там же. С. 356-357).

1692-1927 гг.

15 окт. 1692 г. патриарх подписал благословенную грамоту, согласно к-рой в Пензе дозволялось «построить девичь монастырь, да в нем две церкви, одну во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, да по сторону тоя церкви другую церковь во имя святыя апостол Петра и Павла, деревянные» (имелся в виду 2-престольный храм) (Там же. С. 357-358). С начала своего существования монастырь был особножительным. В кон. XVII в. причт обители включал священника и причетников, к 1738 г.- 3 священников и причетников, к 1764 г.- 2 священников, 2 диаконов, 3 дьячков и 2 пономарей (Там же. С. 375), к 1907 г.- 2 священников и 2 диаконов на псаломщических вакансиях (Пензенская епархия. 1907. С. 305). Уже с 10-х гг. XVIII в. в обители существовала больничная келья, а с сер. XVIII в. и вплоть до закрытия имелся отдельный больничный корпус (к 60-м гг. XIX в.- на 20-30 коек).

В 1764 г., после введения монастырских штатов, П. Т. м. был причислен к 3му классу. 2 авг. 1770 г. обитель пострадала от сильного пожара. Со 2-й пол. 20-х по 30-е гг. XIX в. мон-рь переживал кризис. Согласно донесению игум. Надежды (Ломтевой), к 1837 г. П. Т. м. представлял собой «гнилье и деревянные развалины», «иконы были самой дешевой и невзрачной живописи; ризница и сосуды богослужебные были убогие; о богослужебных книгах и вообще библиотеке и говорить нечего: была нищета и убожество» (Маловский. 1879. С. 32). Расцвет обители пришелся на сер. XIX - нач. XX в. В 1846-1857 гг. при мон-ре действовало Пензенское училище (приют) для девиц духовного звания, к-рое размещалось в 2 кельях П. Т. м. До 1849 г. преподавание в нем «всецело лежало на сестрах обители» (Полосин Н. И. Духовное образование в Пензенском крае // Очерки истории нар. образования Пензенского края. Пенза, 1997. С. 37; учебную программу 1853 г. см.: Родичева Е. А. Мон-ри Ср. Поволжья во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Пенза, 2012. С. 121-122). Постройки мон-ря пострадали во время пожара 29 июля 1858 г., но вскоре были восстановлены. 21 окт. 1871 г. в мон-ре введен общежительный устав (Дворжанский. История. 1999. С. 149). 22 нояб. того же года при обители открылось училище для девочек-сирот духовного звания («сиротский приют») на 10 воспитанниц (Там же); впосл. в нем обучались девочки-сироты из разных сословий (в 1909 г.- 12 чел.). В посл. четв. XIX в. при П. Т. м. была открыта бесплатная столовая (в 1892 г. ее посещали до 20 чел.). В посл. четв. XIX - нач. XX в. благодаря заботам игум. Рахили (Тарховой) получил известность монастырский хор, для работы с ним приглашались в 1884 г. В. П. Войденов, а позднее - А. Н. Карасёв. В 20-х гг. XX в. Троицкий собор обители заняли обновленцы, к-рые использовали его вплоть до закрытия (Там же. С. 330). В 1927 г. монашеская община П. Т. м. была распущена.

Настоятельницы и сестры обители

Первой игуменией монастыря стала в 1694 г. Анисия, она же названа в качестве настоятельницы в нач. XVIII в. В 1717 г. упоминается игум. Мария, в 30-х гг. XVIII в.- игум. Марина. Далее мон-рем управляли игум. Александра (не позднее 1741-1757), казначея мон. Елисавета (1757-1763, 1771-1773), игумении Анна (1763-1765), Фотиния (1765-1766) и Феврония (1766-1771). 2 авг. 1774 г. игум. Ермила (1773-1775) участвовала в торжественной встрече жителями Пензы Е. И. Пугачёва, за что позднее «с восемью другими монахинями лишена мантий по прикосновенности к делу самозванца». В 1775-1789 гг. обитель возглавляла игум. Александра (в миру Варвара Евстратовна Кекина), много сделавшая для развития П. Т. м. Ее преемницей стала игум. Евпраксия (в миру Авдотья (Евдокия) Ивановна Никулина; 29 нояб. 1789 - 8 февр. 1812), поступившая в П. Т. м. в 1778 г., а в 1785-1789 гг. возглавлявшая тамбовский в честь Вознесения Господня женский монастырь. В 1812-1826 гг. настоятельницей обители была игум. Олимпиада, ранее состоявшая казначеей, в 1826-1828 гг.- игум. Нектария, в 1828-1837 гг.- игум. Евлалия (Мансырева), отправленная за плохое управление обителью простой монахиней в арзамасский во имя преподобного Алексия, человека Божия, (Новодевичий) женский монастырь. Целую эпоху в истории П. Т. м. составило настоятельство Надежды (в миру Марфа Ломтева; 1837 - 1 нояб. 1879), которая в 1824 г. стала его послушницей, в 1837 г. возглавила обитель, а в 1838 г. была возведена в сан игумении. После краткого управления монастырем переведенной из Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в Керенске (ныне Вадинск) мон. Людмилы (1879 - дек. 1882) новой настоятельницей была избрана мон. Рахиль (в миру Людмила Васильевна Тархова; 11 янв. 1883 - 27 янв. 1909), к-рая с 1853 г. была послушницей П. Т. м., а с 1877 г.- монахиней и членом совета монастырского управления. 6 авг. 1883 г. мон. Рахиль была возведена в сан игумении. Ее преемницей стала игум. Маврикия (в миру Мария Кузьминична Сорокина; 13 апр. 1909 - 25 авг. 1917). Она поступила в П. Т. м. еще в 1859 г., приняла постриг в 1874 г., а в 1891 г. вошла в совет сестер управления экономией монастыря и была утверждена ризничей. Последней известной настоятельницей обители являлась Руфь (в миру Екатерина Ивановна Пестровская; 16 окт. 1917-1924), которая исполняла должность настоятельницы в течение завершающих месяцев управления мон-рем игум. Маврикии. 11 нояб. 1919 г. она была арестована Пензенской губ. ЧК вместе с еп. Пензенским сщмч. Иоанном (Поммером; впосл. архиепископ), находилась в заключении до 14 мая 1920 г. (ЦА ФСБ России. Д. Р-33149. Л. 86-86 об.).

Списки монахинь обители до кон. XVIII в. утрачены, первый из сохранившихся датируется 1790 г. К 1764 г. в монастыре проживали игумения, 9 монахинь и 56 белиц (престарелых вдов и девиц) (Хвощёв. 1904. С. 375). К 1790 г. в обители насчитывалось 18 насельниц (в т. ч. 3 рясофорные послушницы), в 1800 г.- 58 насельниц (в т. ч. 14 рясофорных и 29 простых послушниц), в 1862 г.- 64 насельницы. В 1909 г. в П. Т. м. подвизалось 82 чел. (игумения, 16 штатных и 47 нештатных монахинь, 18 указных послушниц), 252 сестры находились на испытании; в 1914 г. насчитывалось 98 чел. (игумения, 16 штатных и 37 нештатных монахинь, 44 указные послушницы), 239 сестер находились на испытании; в 1918 г. насчитывалось 222 чел. (игумения, 110 монахинь, 111 послушниц), 125 сестер находились на испытании.

Среди известных пострижениц обители - мон. Дорофея (в миру Дарья Михайловна Новикова (урожд. Мартынова)), родная тетя Н. С. Мартынова, убившего на дуэли поэта М. Ю. Лермонтова. В П. Т. м. она поступила в 1788 г., а в 1795 г. приняла там постриг, позднее была настоятельницей нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря (22 июня 1802 - 22 февр. 1831). Мон. Дорофее посвятил оду «На пострижение благородной особы» пензенский вицегубернатор поэт кн. И. М. Долгоруков.

В 1861 г. в П. Т. м. из тамбовского Вознесенского мон-ря была переведена старица Анна (Ɨ 23 апр. 1861). Она была сослана в Тамбов под именем вдовы коллежского асессора Анны Ивановны Степановой, однако на ее высокое происхождение указывал наперсный крест с надписью на оборотной стороне: «Царевна Анна» - и с вензелевым изображением имени имп. Павла I (по одной из версий, А. И. Степанова - внебрачная дочь имп. Павла I Петровича и Г. И. Алымовой).

Материальное обеспечение

Пензенский Троицкий монастырь. Фотография. Нач. ХХ в.
Пензенский Троицкий монастырь. Фотография. Нач. ХХ в.

Пензенский Троицкий монастырь. Фотография. Нач. ХХ в.
В марте 1698 г. подьячий Пензенской приказной избы Осип Иванов отказал мон-рю 2 усадьбы (Там же. С. 360). В 1699 г. игум. Анисия обратилась за содействием в получении земельных владений к проезжавшему через Пензу воспитателю царя Петра I Алексеевича боярину кн. Б. А. Голицыну. Тогда же была составлена челобитная на имя царя с просьбой наделить обитель землей. 25 июля 1699 г. монахиням и причту П. Т. м. была выделена земля в Пензенском у., однако выпись из отказных книг на владение этой землей была им дана из Пензенской приказной избы только 30 июня 1702 г. Сами насельницы эту землю не обрабатывали, но в то время легко было найти работников из беглых, селившихся в еще недостаточно освоенных районах России. На полученной монастырем земле образовалась небольшая дер. Нов. Пензятка (позднее - Пензятка (Монастырщина); в 1717-1718 в ней жили 23 чел.). Причту П. Т. м. с 1702 г. принадлежала земля у р. Пензятки, в 15 км от Пензы (114,7 га пахотной земли и сенных покосов на 850 копен), монахиням там же - свыше 81,9 га земли, которая во 2-й четв.- сер. XVIII в. не обрабатывалась. В 1747 г. монастырю отошла усадьба канцеляриста Максима Леонтьева (Там же. С. 374. Примеч. 2).

После секуляризации церковных имуществ 1764 г. П. Т. м. утратил свои земельные владения. По штатам мон-ря 3-го класса на его содержание из казны было выделено в год 375 р. 60 к., из к-рых игумении предназначалось 40 р., казначее - 15 р., каждой из 15 штатных монахинь - по 10 р., 2 священникам - по 20 р., 2 церковникам - по 10 р., 3 служителям - по 8 р. и на платеж за них оброчных и подушных денег - по 2 р. 20 к. за каждого; на церковные нужды (просфоры и отопление) - 30 р. и на ремонт мон-ря и содержание ризницы - 50 р. (Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 157).

В XIX в. благодаря жителям Пензы, составлявшим духовные завещания в пользу П. Т. м., и проявлявшим активность настоятельницам обители монастырская территория расширялась. Так, в 1818 г., после смерти вдовы коллежского асессора Е. Н. Башевой, по ее завещанию мон-рю перешло усадебное место, примыкавшее к нему с сев. стороны, с деревянным домом, хозяйственными постройками и садом. Благодаря усилиям игум. Надежды (Ломтевой) в 40х гг. XIX в. были приобретены 2 смежные с мон-рем незастроенные усадьбы (в 1844 - с юж. стороны, в 1849 - с юговост. стороны) (Там же. С. 165). В 1846 г. усадьбу на Набережной р. Пензы, примыкавшую к П. Т. м. и в 1823-1836 гг. принадлежавшую матери Ф. И. Буслаева - М. И. Буслаевой, приобрел диакон мон-ря Н. И. Гусев, который пожертвовал обители половину участка в 1849 г., а другую уступил статскому советнику А. А. Рудневу, в свою очередь также подарившему в 1858-1859 гг. землю монастырю (Там же. С. 178). В 1864 г. П. Т. м. отошла соседняя усадьба коллежской секретарши Засухиной, в 70-х гг. XIX в.- бывш. усадьба Е. И. фон Эссен, примыкавшая к юго-зап. углу монастырской территории (Там же. С. 175). К кон. 70-х гг. XIX в. собственно монастырская территория увеличилась по сравнению с первоначальной почти в 3 раза.

К концу управления мон-рем Надежды (Ломтевой) был сформирован банковский капитал; к 1907 г. общий капитал мон-ря составлял 128 704 р. (в т. ч. причтовый капитал - 15 592 р.).

В нач. XX в. П. Т. м. принадлежали рыбные ловли на озерах Ерня (ныне не существует) и Шкарня и покосы около с. Терновка Пензенского у. (ныне в черте Пензы), пашенная земля в с. Борисовка (ныне Ленино) и дер. Дурасовке (ныне Вязовка) Пензенского у. (ныне Пензенского р-на и обл.), мельница и круподранка в заштатном г. В. Ломов (ныне село Нижнеломовского р-на Пензенской обл.), строевой и дровяной лес в Засурском лесничестве в Городищенском у. (ок. 164 га; лес был получен в 1801, 1841 и 40-50-х гг. XIX в.). На правом берегу р. Суры, в районе пос. Ахуны (ныне в черте Пензы), на площади свыше 100 га располагались огороды, посевные поля, сенокосы, теплицы, скотный двор и пасека П. Т. м. Всего земельные владения мон-ря составляли ок. 314,5 га.

К 1763 г. библиотека монастыря включала ок. 50 богослужебных книг. Судьба собрания после закрытия П. Т. м. достоверно неизвестна.

Архив

Архив мон-ря формировался с момента основания обители. Основной сохранившийся комплекс документов с 1700 по 1917 г. находится в Гос. архиве Пензенской обл. (Ф. 128), отдельные материалы содержатся там же в фонде Пензенской духовной консистории (Ф. 182) и др.

Святыни и достопримечательности

Среди икон П. Т. м. к 1784 г. имелись: образ Живоначальной Троицы, одетый в новую, серебряную, кованую ризу с 3 богато украшенными позолоченными венцами и приложенным на серебряной цепочке крестом с мощами прп. Александра Свирского; Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе с венцом и вызолоченным убрусом; икона Живоначальной Троицы с 5 серебряными позолоченными венчиками; Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» с ризой и венцом из красной меди; образ Спаса Нерукотворного над царскими вратами с серебряными позолоченными окладом и венцом (Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 159-160). Главной святыней обители в нач. XX в. считалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», почитавшаяся как чудотворная (Православные русские обители. С. 390).

Среди богослужебных книг выделялись 4 напрестольных Евангелия (1694, 1748 гг.; оба - с серебряными позолоченными изображениями креста и евангелистов; 1763 г.- на александрийской бумаге, обложенное серебряными чеканными досками с позолоченными изображениями евангелистов на них; 70-80-х гг. XVIII в.). В 1792 г. в П. Т. м. поступили церковные сосуды, серебряные с позолотою и финифтью, украшенные камнями. 15 окт. 1911 г. в П. Т. м. с Афона была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» (Дворжанский. История. 1999. С. 239).

14 марта 1922 г. в П. Т. м. произведено изъятие церковных ценностей (общим весом свыше 137,5 кг), в т. ч. было изъято ок. 70 риз и ок. 15 венцов с икон, украшения с 5 больших Евангелий, серебряная оправа с большого Евангелия, церковная утварь (4 кадила, 10 потиров, 10 дискосов, 4 ковша, 3 лжицы, 3 звездицы, 3 дарохранительницы, 18 блюдец) (Трудовая правда: Газ. Пенза, 1922. № 66).

Архитектурный ансамбль

Первоначально все строения обители были деревянными.

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

Стала 1-м храмом обители. Антиминс был получен 23 авг. 1693 г. (Хвощёв. 1904. С. 365 (7201 год ошибочно переведен как 1692)). Никаких конкретных данных источники о ней не сообщают. Возможно, она была временной и размещалась в одной из келий до возведения монастырского собора. К 1702 г. ее упразднили.

Собор во имя Живоначальной Троицы

Собор во имя Живоначальной Троицы. 1901–1911 гг. Архит. А. Г. Старжинский. Фотография. 2018 г. Фото: А. Кротов
Собор во имя Живоначальной Троицы. 1901–1911 гг. Архит. А. Г. Старжинский. Фотография. 2018 г. Фото: А. Кротов

Собор во имя Живоначальной Троицы. 1901–1911 гг. Архит. А. Г. Старжинский. Фотография. 2018 г. Фото: А. Кротов
Собор во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». По благословенной грамоте патриарха Адриана, данной летом 1700 г. (Там же. С. 363) в ответ на просьбу монахинь, в обитель в 1700-1702 гг. было перевезено приготовленное к сносу ветхое деревянное здание соборного храма Пензы во имя Всемилостивого Спаса. Он был собран в обители и получил новое посвящение. В 1746-1747 гг. его перестроили в камне на пожертвования представителей пензенских дворянских родов Дурасовых, Кекиных, Кологривовых и др., венчало собор декоративное деревянное пятиглавие. К собору примыкала каменная трапезная, смежная с колокольней. В результате пожара 1770 г. на соборе и его трапезной сгорела крыша, в своде трапезной лопнули металлические связи. Несмотря на многочисленные просьбы, вопрос о выделении средств на реставрацию после пожара решался крайне медленно, и процесс затянулся до 1779 г. Текущие ремонтные работы полностью не исправили положение, и к кон. 1789 г. собор окончательно обветшал: «...настоящая во имя Святыя Троицы с приделом в трапезе во имя Одигитрии Божия Матери пришла во многих местах внутренности и наружности во обветшание, а именно: полы деревянные в настоящей и придельной церквах и во святых алтарях, неровно помещенные, рассохлись и колеблются, арки под сводами по старинной архитектуре очень низкие, окна очень малые, кровля настоящей церкви хотя и железная, но ветхая, на трапезе - деревянная и вся обветшала» (Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 160). Ремонт собора было решено совместить с его переделкой: в 1795 г. появилась пристройка с сев. стороны, а в 1798 г.- перед юж. входом, под к-рой была устроена кладовая. В том же году к трапезной собора с юж. стороны был пристроен придел во имя св. ап. Иоанна Богослова, в к-ром пензенский мещанин резчик Н. Ф. Каргаполов изготовил иконостас, украшенный позолотой, престол и жертвенник. 21 нояб. 1809 г. был заключен подряд с крестьянином дер. Кулачихи Балахнинского у. Нижегородской губ. И. П. Кулаковым, к-рый в 1810 г. возвел сев. придел и перестроил южный, соединив его широкой аркой с собором. Одновременно было полностью перестроено завершение собора: он сохранил пятиглавие, но при этом все купола были выложены из камня, а барабан центрального купола стал световым. Юж. придел во имя ап. Иоанна Богослова был освящен в 1810 г. архимандритом саранского Петропавловского мон-ря Арсением; время освящения сев. придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» неизвестно.

К 1900 г. Троицкий собор обветшал и был разобран. Проект нового собора разработал архит. А. Г. Старжинский, 10 мая 1900 г. проект был утвержден. Однако после открытия фундаментов старого собора выяснилось, что необходимы полная их выборка и создание свайного поля (всего на дне углубленных канав и котлованов под пилоны было забито более 500 свай). Исходный проект был частично изменен Старжинским и 16 июля 1901 г. вновь утвержден. Работы по возведению храма велись под личным наблюдением архитектора, кладка была завершена в 1903 г., в 1904 г. он был оштукатурен и побелен внутри и снаружи, в 1906 г. в нем настелили чистовой пол. 18 сент. 1911 г. состоялось освящение главного престола собора во имя Живоначальной Троицы; справа был устроен придел во имя ап. Иоанна Богослова, слева - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Благодаря живописной многоглавой композиции и пышному декоративному оформлению с использованием элементов древнерус. зодчества XVII в. сооруженный в рус. стиле собор занял доминирующее положение в ансамбле обители.

Церковь во имя преподобного Александра Свирского

В 1717 г. в П. Т. м. по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) на средства дворянина А. Г. Блохина был возведен деревянный храм, в к-рый Блохин передал также утварь и иконы. В 1747 г. храм был упразднен, а его престол перенесен на 2-й ярус новой каменной колокольни.

Колокольня

Колокольня монастыря была построена вблизи Троицкой ул. в 1746-1747 гг., когда возводили в камне Троицкий собор (Там же. С. 155). На 2-й ярус каменной шатровой колокольни был перенесен престол во имя прп. Александра Свирского, при этом алтарь храма оказался помещен над трапезной Троицкого собора. В 1770 г. в «своде трапезной, над которым находился алтарь церкви прп. Александра Свирского, от пожара лопнули металлические связи, а передняя стена трапезной, на которую опиралась колокольня, просела и растрескалась». Пострадал и большой колокол - весом 70 пудов (свыше 1146 кг). После выделения в 1779 г. средств на реставрацию обители колокольня была разобрана, вместо нее к 1782 г. возведена 2-ярусная колокольня в стиле классицизма, в к-рой по-прежнему был размещен храм во имя прп. Александра Свирского. 12 сент. 1782 г. на заводе С. Калинина в Пензе «рачением» игум. Александры (Кекиной) был отлит колокол весом 70 пудов 10 фунтов. В 1798 г. П. Т. м. был пожертвован колокол весом 115 пудов (свыше 1883 кг). В 1814 г. тщанием Е. А. Башевой в ц. во имя прп. Александра Свирского был устроен резной позолоченный иконостас, для к-рого написаны новые иконы.

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов

Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1854–1866 гг. Архит. К. И. Игнатьев. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1854–1866 гг. Архит. К. И. Игнатьев. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов

Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1854–1866 гг. Архит. К. И. Игнатьев. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
В 1852 г. архит. К. И. Игнатьев представил проект нового монастырского храма. 5 авг. того же года проект рассмотрен в Департаменте проектов и смет, и было предложено изменить фасадное решение храма, сохранив размеры. В результате шатровое завершение заменено большим куполом. Новый проект был утвержден 19 марта 1853 г. (Там же. С. 166). 2 мая 1854 г. состоялась закладка храма. 24 мая 1859 г. был освящен правый придел во имя свт. Николая Чудотворца (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1958. Л. 9), в 1860 г.- левый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». В 1863 г. пензенский купеческий сын А. К. Гулидов покрыл позолотой главный иконостас, на что было израсходовано 800 р. 21 авг. 1866 г. еп. Пензенский и Саранский Антоний (Смолин) совершил освящение главного престола. Позднее на хорах храма были устроены приделы в честь Покрова Пресв. Богородицы (справа) и во имя преподобных Антония и Феодосия КиевоПечерских (слева) (к 1907 не были освящены).

К 1764 г. в П. Т. м. находилось 49 деревянных келий, в т. ч. ветхая настоятельская, 7 монашеских и 41 келья для белиц. В 1801 г. слева от колокольни в монастырскую ограду был встроен 2-этажный каменный корпус, переделанный в 1875 г. В 1811 г. крестьянином И. П. Толкачёвым из с. Михайловского Мокшанского у. были сложены келейный корпус и часовня. В 1814 г. напротив алтаря Троицкого собора был возведен 2-этажный каменный корпус, полностью перестроенный в 1844 г. В 1845 г. расширен больничный корпус и вместо прежнего деревянного появился 2-этажный каменный настоятельский. В 1862 г. возведен каменный трапезный корпус, в 1870 г.- каменный училищный корпус, позднее, в 70-х гг. XIX в.,- также каменный ризный и просфорный корпус. В 1908 г. построен каменный келейный корпус. К 10-м гг. XX в. в П. Т. м. располагались 8 каменных корпусов, деревянный казначейский дом, отдельные кельи и хозяйственные постройки (Белохвостиков. 2011. С. 34).

Ограда

Ограда мон-ря в нач. XVIII в. представляла собой сосновый частокол (Хвощёв. 1904. С. 368). К 1764 г. территория П. Т. м. была обнесена деревянной оградой, забранной в столбы сосновым и липовым пластинником (Там же. С. 374). В 1789 г. на средства мон. Аполлинарии с зап. стороны мон-ря вдоль Троицкой ул. было начато строительство каменной ограды, к-рое было завершено уже после смерти монахини, длина ограды составила ок. 300 м. В 1811 г. крестьянин с. Доброго Владимирского у. и губ. С. И. Русаков взял подряд на строительство каменной ограды с южной, восточной и северной сторон П. Т. м., что и было им выполнено в 1812 г. Ко 2-й пол. 30-х гг. XIX в. ограда пришла в негодность и была отремонтирована, а затем продлена на присоединенные к территории мон-ря участки. На 3 углах стены были поставлены башни, в 2 из которых устроены кельи. Новая перестройка ограды была связана с пожаром 1858 г., после к-рого 5 авг. 1859 г. диакону П. Т. м. был выдан проект на ее переделку. В 1863-1865 гг. монастырская стена была возведена вокруг новых усадеб, включенных в монастырскую территорию, на углу усадьбы Засухиной была поставлена башня. Эти работы выполнил крестьянин дер. Озёрки Арзамасского у. Нижегородской губ. С. П. Якушин.

Некрополь

В склепах Троицкого собора и ц. в честь Сошествия Св. Духа были устроены усыпальницы. В частности, под приделом во имя ап. Иоанна Богослова Троицкого собора были погребены неск. настоятельниц П. Т. м., в т. ч. Евпраксия (Никулина; Ɨ 8 февр. 1812), Олимпиада (Ɨ 1826), Надежда (Ломтева; Ɨ 1 нояб. 1879). Монастырское кладбище располагалось к востоку от алтаря Троицкого собора. Там похоронены декабрист и театральный деятель И. Н. Горсткин (1798-1877), Е. Ф. Вигель (1772-1867), дочь пензенского губернатора Ф. Л. Вигеля, пензенский уездный предводитель дворянства А. Н. Селиванов (1862-1917), архит. В. П. Семечкин (1843-1917). Одним из последних в П. Т. м. был похоронен гофмейстер А. А. Арапов (1832-1919). После закрытия монастыря кладбище было ликвидировано.

1927-1992 гг.

После роспуска монашеской общины П. Т. м. богослужения в его храмах еще нек-рое время продолжались. В янв. 1930 г. был закрыт Троицкий собор, в апр. 1931 г.- ц. в честь Сошествия Св. Духа. Согласно воспоминаниям жителей Пензы, после разгона общины стало появляться знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе ц. в честь Сошествия Св. Духа по ночам возникало яркое светящееся пятно, на к-рое сбегались смотреть со всего города. По распоряжению городских властей его сначала закрасили черной краской, затем завесили мешковиной, однако это не помогло, и в 30-х гг. XX в. главу храма сломали.

В 30-х гг. прошли аресты монахинь бывш. обители, всего до 1938 г. было арестовано 18 чел., из которых 5 были расстреляны (Евдокия (Кузнецова) - в 1937, Евдокия (Кабанова), Вера (Кузьмина), Анастасия (Пчелинцева) и Прасковья (Шакурова) - в 1938).

На территории бывш. мон-ря размещались мастерские, общежитие, клуб, бывш. монастырские кельи и проч. постройки были приспособлены под жилье. В здании ц. в честь Сошествия Св. Духа размещалось кулинарное ПТУ, в Троицком соборе - реставрационный участок. К 80-м гг. XX в. оказались утраченными завершения храмов, нек-рые корпуса и все хозяйственные постройки, ограда с башнями, в 1977 г. была снесена колокольня. Решением исполкома Пензенского областного совета народных депутатов от 5 апр. 1978 г. Троицкий собор поставлен на охрану как памятник культуры регионального значения. Помимо обезображенных храмов сохранились 6 двухэтажных корпусов: 5 каменных - настоятельский, училищный, 3 корпуса келий (40х гг. XIX в., 1875, 1908), каменно-деревянный (1886), а также одноэтажный деревянный флигель (2я пол. XIX в.).

1992-2019 гг.

Постановлением главы администрации г. Пензы Ф. Ф. Дубинчука от 12 нояб. 1992 г. монастырский комплекс был возвращен РПЦ. 25 марта 1993 г. по благословению архиеп. Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова) вновь открылся жен. мон-рь. 13 мая 1993 г. его возглавила настоятельница Сканова во имя Святой Троицы женского монастыря игум. Митрофания (в миру Валентина Егоровна Перетягина), переехавшая в Пензу вместе с 18 сестрами. С 1993 г. в П. Т. м. служит духовник обители - митрофорный протоиерей (с 2005) Владимир Спицын. 6 янв. 1994 г. состоялось 1-е богослужение в храме в честь Сошествия Св. Духа, с янв. 1995 г. богослужения совершались регулярно. В 1996 г. восстановлен купол церкви, в 1999 г.- монастырская ограда. 3 окт. 1999 г. П. Т. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и подарил мон-рю напрестольный крест. 8 нояб. 1999 г. архиеп. Серафим (Тихонов) освятил левый придел храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», 6 нояб. 2001 г. еп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин; впосл. архиепископ) - главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, 17 дек. 2006 г. - правый придел во имя свт. Николая Чудотворца. На протяжении 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. проходил успешно завершившийся процесс расселения жителей из зданий на монастырской территории.

Весной 2010 г. начались активные реставрационные работы в Троицком соборе. 1 окт. того же года прот. Сергий Лоскутов освятил купола и кресты, к-рые затем были подняты на храм. 18 нояб. 2010 г. при очистке подвала придела во имя ап. Иоанна Богослова были обнаружены останки ок. 15 чел. (настоятельниц и насельниц обители), к-рые по завершении реставрации были перезахоронены на прежнем месте. В 2011 г. восстановлены шатры и купола над трапезной. В дек. 2011 - янв. 2012 г. был снесен ветхий корпус 70-х гг. XIX в., на месте к-рого в 2015 г. благотворителями мон-ря построена богадельня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К 2014 г. в целом были завершены отделка и внутреннее убранство Троицкого собора. 8 июня 2014 г., в день Св. Троицы, митр. Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) впервые после возрождения совершил в Троицком соборе литургию.

1 нояб. 2010 г. П. Т. м. была передана ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Ахматовка Никольского р-на Пензенской обл., где впосл. было образовано Казанское подворье обители для восстановления монашеской жизни в расположенном близ с. Нов. Селя Шиханском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре (2 окт. 2013 возрожден как самостоятельная обитель).

11 нояб. 2014 г. игум. Митрофания (Перетягина) скончалась и была похоронена в склепе за алтарем восстановленного Троицкого собора. 13 июля 2015 г. игуменией обители назначена мон. Александра (Макова), с 1 дек. 2014 г. исполнявшая обязанности настоятельницы. С сент. 2016 г. в П. Т. м. действует воскресная школа для детей и взрослых. 25 дек. 2016 г. митр. Серафим (Домнин) освятил левый придел Троицкого собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а 13 дек. 2017 г.- правый придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 4 июля 2017 г. в дар обители была принесена икона Живоначальной Троицы XVII в.

К 2005 г. в П. Т. м. подвизались 30 насельниц, в т. ч. 18 монахинь, к 2011 г.- 20 монахинь и 2 послушницы, к 2019 г.- 15 насельниц, включая послушниц и трудниц.

В мон-ре действует швейная мастерская. Мон-рю принадлежит подворье в дер. Б. Валяевка, в 20 км от г. Пензы, где находятся коровник, птичник и огород.

Лит.: Маловский В., свящ. Игуменья Пензенского жен. мон-ря Надежда: (Некр.) // Пензенские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. № 22. С. 30-36; Дубасов И. И. Загадочная монахиня // ИВ. 1881. Т. 4. № 3. С. 691-694; Киреев А. А. Белая монахиня в Пензе в нач. 1860-х гг. // РС. 1889. Т. 63. № 7. С. 193-194; Мешков Г. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь // Сб. Пензенского губ. стат. комитета. 1893. Вып. 1. С. 1-4 (3-я паг.); Х[вощёв] А. [Л.] Пензенский Троицкий жен. мон-рь // Пензенские ЕВ. 1904. Ч. неофиц. № 10. С. 349-375; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; М. Игум. Рахиль, настоятельница Пензенского жен. мон-ря: (Некр.) // Пензенские ЕВ. 1909. Ч. неофиц. № 6. С. 239-244; Артоболевский С. Таинственная старица: (Из архивных дел XIX в.) // Там же. 1910. № 19. С. 752-772; То же // РС. 1910. Т. 141. № 3. С. 665-679; Дворжанский А., Шишлов С. Красота и трагедия // Пензенская правда: Газ. 1989. 3 нояб.; Тюстин А. [В.] «Пребывая в безмолвии…» // Мир людей: Газ. Пенза, 1997. 9 янв. С. 4; он же. Игуменьи // Точка зрения: Газ. Пенза, 1998. 12 авг. С. 4; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Дворжанский А. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь // Пензенские ЕВ. 1998. № 3. С. 3-4, 6; № 6. С. 37-47; № 8. С. 61-67; он же. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Троицкий жен. мон-рь // Губ. город Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 64-68; То же // Губернский город Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 160-162; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь // Рус. монастыри: Юж. часть Центр. региона России. Новомосковск; М., 2005. С. 127-143; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь. Пенза, 2015; Дусавицкая В. А. Троицкий жен. мон-рь в Пензе // Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 123-125; Белохвостиков Е. П. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь // Пензенские ЕВ. 2011. № 7. С. 33-40; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы. История пензенских улиц: Ул. Троицкая. М., 2012. С. 153-178; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову / Сост.: А. И. Дворжанский, С. В. Зелёв, прот. В. Клюев. М., 2014; Логинова Т. В. Игумения Митрофания (Перетягина): Очерк. Пенза, 2015; Мешков Г. И. Записки о г. Пензе / Публ.: Е. Е. Жаринова // Пензенское краеведение. 2015. № 4(16). С. 9-10, 12-14.
А. И. Дворжанский